Skip to content

Атакующий бедуин

31 Октябрь 2009
By avtomehanik in Автомобили

Спортивный директор “Мастер-ралли” Рене Метж – едва ли не самая авторитетная фигура в мире, где балом правят бездорожье и скорость. Будучи совсем молодым человеком, осваивавшим под руководством известного французского гонщика Алена Дагана азы спортивной езды на мотоцикле, вряд ли он мог себе представить, что большая часть его жизни пройдет в путешествиях вне дорог.





Спортивный директор “Мастер-ралли” Рене Метж – едва ли не самая авторитетная фигура в мире, где балом правят бездорожье и скорость. Будучи совсем молодым человеком, осваивавшим под руководством известного французского гонщика Алена Дагана азы спортивной езды на мотоцикле, вряд ли он мог себе представить, что большая часть его жизни пройдет в путешествиях вне дорог. Трудно это было предположить и после удачных стартов на автомобиле, когда в возрасте 26 лет Рене Метж с первой же попытки выиграл на Сooper S гонку Palmes d Or, затем ралли “Турен”. А когда через пять лет он одержал победу на R12 в Кубке Gordini, она открыла ему двери европейской “Формулы Renault” – “кузницы чемпионов”, а журналисты присвоили прозвище “атакующий”. Когда Рене Метж покорил вершину по имени “Ле Ман”, начали поговаривать о рождении новой звезды на французском спортивном небосклоне. Первые 24-часовые гонки на трассе Ле Мана в то время считались главным событием в автоспорте, и среди сотен стартующих лишь победители имели шансы стать национальными героями. Но даже этот успех не смог заставить месье Метжа остепениться. Оседлав Land Rover, он открывает для себя Марокко, участвует в первом африканском ралли “Абиджан – Ницца”. В 1980 году выигрывает “Дакар” на грузовике, в 1981 становится первым на Range Rover, в 1984 и 1986 годах на “Порше”. В 1986 году трагически уходит из жизни идеолог и организатор марафона “Париж-Дакар”. В течение двух лет Рене Метж возглавляет оргкомитет легендарного ралли и делает все возможное, чтобы детище Тьери Сабина было достойно памяти своего создателя. Но Африка довольно скоро оказалась тесной для вечного искателя приключений. Он задумал и трижды провел (в 1990, 1991 и 1992 годах) гонку на снегоходах по северным районам Канады. Одновременно с этими проектами по предложению концерна Mitsubishi Рене Метж организовал супермарафон “Париж-Москва-Пекин”, и эта гонка вошла в историю как самое крупное автомобильное событие конца ХХ столетия.Моя работа – мое любимое дело. Она занимает все время и душу целиком. Поэтому настоящий отдых – это все-таки приключение.
Встреча с Россией, знакомство с ее бескрайним бездорожьем, рождение российско-французского предприятия “Мастер-ралли” определили географическое направление новых увлечений Рене Метжа. И после нескольких лет осторожных вкраплений российских спецучастков в маршрут этапа Кубка мира – “Мастер-ралли”, в 2002 году оргкомитет этого марафона принял решение проложить всю трассу исключительно по территории России. 1 августа 2002 года на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга будет дан старт очередному приключению лучших гонщиков мира. До Новороссийска их ждет 5000 км российского бездорожья. А Рене Метж, который всегда и везде лично проезжает каждый километр будущей трассы, уже в середине мая отправился на разведку трассы. В компании своих коллег и давних друзей – Сергея Гири (спортивного директора российского отделения “Мастер-ралли”) и Ната Буя (легендарного и едва ли не лучшего в мире прокладчика трасс по бездорожью) Рене Метж в течение 25-ти дней будет искать самые красивые пейзажи и “привязывать” к местности новый маршрут.
“Колеса”: Мосье Метж, есть ли в Вашей “мирной” жизни место для других автомобилей, кроме внедорожников?
Рене Метж: Я не люблю однообразия, никогда не зацикливаюсь. По нормальным дорогам на чем я только не езжу. Какое-то время в любимцах был старенький Rover 216 GTI, с удовольствием носился на мотоцикле BMW, изредка сажусь за руль Opel Astra. А после того как друзья на шестидесятилетие подарили мне скутер, я предпочитаю его всем остальным видам автотранспорта.
“Колеса”: Проводя огромное количество времени вне дома, как Вы отдыхаете и расслабляетесь?
Рене Метж: Моя работа – мое любимое дело. Конечно, я не настолько юн, чтобы не уставать, но это не то, от чего хочется отдыхать. Если же вдруг я оказываюсь дома, то огромное удовольствие мне доставляют две вещи: ухаживать за своими розами и общаться с друзьями. Но если честно, то моя работа такова, что она занимает все время и душу целиком. Поэтому настоящий отдых – это все-таки приключение.
“Колеса”: Такое приключение, как реконессанс – это экстремальные для Вас условия жизни?
Рене Метж: Еще бы! Столько дней не спать на мягкой кровати! Конечно, это экстрим! Самим себе еду готовить – еще больший экстрим. Хотя нет, Сергей отлично готовит – значит, не пропадем.
А если без шуток, то это самые что ни на есть обычные для меня условия жизни: огромный спецучасток по бездорожью, в конце которого бивуак. И так много тысяч километров.
“Колеса”: Практически все сильнейшие гонщики – Ваши друзья. На соревнованиях, где Вы входите в оргкомитет, это не мешает быть объективным?
Рене Метж: Действительно, я дружу практически со всеми участниками бездорожных гонок. Мы много лет общаемся и хорошо друг друга знаем. Но это никогда не влияло ни на одно мое решение. Во время соревнований я очень строг и принципиален. Я знаю, что малейшая предвзятость мгновенно разрушит мой авторитет как организатора и имидж гонки. Друзья не обижаются. Наоборот, воспринимают это как должное. Во Франции многие имеют совместный бизнес и дружат при этом. Переносить проблемы работы на личные отношения не принято. Во всяком случае, мне, к счастью, не довелось, дожив до седых волос, терять друзей из-за разногласий по работе. Хотя, поверьте, бывало всякое.Когда речь идет о гонке, я раб времени. Но по духу мне ближе философия бедуинов. Когда меня никто не видит, я рассеянный романтик. Больше всего на свете ценю общение.
Колеса”: Вы только что вернулись из Канады, где после перерыва возродили гонки на снегоходах. Что дает Вам снегоходный кросс такого, чего не дают ралли-рейды?
Рене Метж: Я пленен Канадой. В Канаде 35 тыс. километров трасс по снежному бездорожью. Масштабы очень подходящие для марафонов. Главным и почти единственным средством передвижения по этой белой пустыне являются снегоходы. В гонках на них есть то, чего нет в нашем спорте – агрессивная окружающая среда. Сильный мороз и ветер, открытость перед стихией привносят в это приключение особый экстремальный северный колорит. Это как борьба за выживание на грани разумного. Человек ведь очень беззащитен перед натиском холода. Для безопасности участников экипаж принято составлять из трех спортсменов. Это правило также влияет на дух гонки: работа в команде, ответственность за других, сплоченность.
“Колеса”: Ваша тяга к снегоходам не является данью первым спортивным выступлениям, тогда еще на мотоцикле?
Рене Метж: Мотоцикл не является для меня прошлым. Он по-прежнему присутствует в моей жизни и к кроссу на снегоходах не имеет никакого отношения. Просто однажды во Франции ко мне обратились с просьбой организовать зимние гонки на снегоходах. А после их успеха один мой друг пригласил в Канаду сделать что-нибудь подобное. С первого же посещения я влюбился в эту страну и ее суровую природу. Рад, что удалось возродить канадский проект вновь.
“Колеса”: Много легенд ходит о том, что Ваши гонки, в которых задействованы порой тысячи людей, работают с точностью швейцарских часов. Что лежит в основе подобной слаженности?
Рене Метж: Профессионализм. Любой механизм состоит из множества деталей, которые работают вне зависимости друг от друга, но при этом один маленький сбой – и в механизме начинается общий хаос.
“Колеса”: А как Вы сами относитесь ко времени? Что оно для вас?
Рене Метж: Когда речь идет о гонке, я раб времени. Взвалив на себя такую ответственность, я не могу быть нечетким. Но по духу мне ближе философия бедуинов. Когда меня никто не видит, я рассеянный романтик. Больше всего на свете ценю общение. Ради него я всегда готов игнорировать время. Да и страсть моя к путешествиям, в первую очередь, основана на желании общаться. Конечно, мне безумно интересны новые страны, но люди – это ценность вне времени.
“Колеса”: У Вас есть пристрастия к маркам часов?
Рене Метж: Если честно, мне не доводилось самому покупать часы. Все, что я носил, было подарками друзей. Я не притязателен, даже не знаю, что сейчас у меня на руке. Но если бы нужно было сделать выбор, то купил бы часы фирмы Breitling.
“Колеса”: Если бы на нашей планете вдруг не осталось бездорожья, совсем, всюду бы лежал асфальт, чем бы Вы занялись?
Рене Метж: Уверен, что этого, к счастью, не произойдет. Но в любом случае моя жизнь была бы связана с механикой, поскольку только она решает вопросы быстрого передвижения. Именно техника дает возможность объять необъятное. А уж от путешествий я точно никогда не откажусь.
“Колеса”: Так ведь можно путешествовать на воздушном шаре. В этом случае безразлично – одни автобаны внизу или бездорожье.
Рене Метж: Почему бы и нет, можно попробовать. Боюсь только, что плавная и бездеятельная умиротворенность воздухоплавания не совсем по мне. Но это лучше, чем асфальт, асфальт, асфальт.

Tags: , ,