Skip to content

Байки из кармана

24 Декабрь 2008
By avtomehanik in Автомобили

Скажите, а что это у вас в кармане пестреется? Как – мотоцикл?
Наивно полагать, что мотоцикл действительно можно засунуть в карман джинсов или куртки, пусть даже и такой крохотный, как этот. Даже не пытайтесь себе такое вообразить. А вот прокатиться – попробуйте. Хотя бы для того, чтобы почувствовать себя немного Гулливером.





Blata Elite 13R
Или чтобы осознать, какие несуразно длинные у вас ноги. Как неестественно близко асфальт. И какая все-таки ненадежная это штука – равновесие. Авось, получится. Хотя бы что-нибудь одно из вышеперечисленного – уж точно. А то и все сразу – скорее всего.Бело-зеленый минибайк - Blata Elite13 WRS c жидкостным охлаждением. Красный - Blata Elite 13 R c "воздушником"
Средство передвижения? Ни в коем случае. Скорее, средство развлечения и активного времяпровождения – вот что такое минибайк. Впрочем, “минибайк” – далеко не единственное название этой забавной штукенции. Вот несколько синонимов – навскидку: покетбайк, дримбайк, фанбайк. Все определения – действующие. И все – совершенно справедливые.
    Покетбайк. И впрямь, это не слишком-то крупная техника. Правильнее даже будет сказать – мелкая. Что, кстати говоря, вовсе не подразумевает ее ориентированность на детей. Минибайки – довольно серьезные мотоциклы (только очень маленькие) для самых что ни на есть настоящих мужчин, и технические характеристики в полной мере это подтверждают. В зависимости от степени форсировки, 40-кубовый мотор может выдавать мощность от нескольких “пони” до 20 “кобыл”. И если слабенький “покет” вполне годится для приобщения ребеночка к мотокультуре, то 14-сильный “миник” в высшей степени требователен к квалификации гонщика: соотношение масса/мощность здесь такое же, как и на взрослых “спортах”. С непривычки легко удариться оземь и обернуться пациентом травмопункта....зато двигатели с воздушным охлаждением проще и дешевлеТормоза дисковые, но с механическим приводомЖидкостное охлаждение - это стабильный тепловой режим для мотора...
   Дримбайк. Мотоцикл-мечта. О чем? О настоящих соревнованиях? Можно всю жизнь прогрезить о лаврах чемпиона серии MotoGP, но так и не попробовать себя в настоящей борьбе: мотоциклетный спорт – это очень опасно и очень, очень дорого. Однако можно довольствоваться малым – и вовсе не в ущерб собственному счастью! Гонки на минибайках становятся все более распространенным явлением, и ничего удивительного тут нет. Бензин – настоящий, адреналин – тоже настоящий, скорость – опять же настоящая! Мотоциклик легко раскочегарить до нешуточных 100 км/ч, при этом ощущения от езды окажутся совершенно непередаваемыми: подвески нет, а асфальт – уж слишком близко! Да и борьба на трассе идет самая жесткая – техника-то у всех более-менее одинаковая, как-никак.
   Фанбайк. Неужели вы все еще сомневаетесь, что минибайк – это весело? Причем не только гонщику. Со стороны взрослый дядечка в шлеме, азартно вваливающий в поворот в позе саранчи на “бензопилке” с колесами, смотрится препотешно: глаза горят, ноги растопырены, “пила” жужжит… Сам себе режиссер какой-то! А если смотреть заезд с участием сразу нескольких “мини-спортсменов” – так и вовсе обхохочешься. А вот им – не до смеха: скоростное пилотирование минибайка требует максимальной концентрации и истинного мастерства. Своими повадками “покет” здорово похож на настоящий, взрослый мотоцикл, но в силу своего размера обладает куда более нервным характером и молниеносными реакциями, и потому не прощает ошибок. С другой стороны, падение с минибайка даже на приличной скорости – это скорее весело, нежели опасно. Если, конечно, не пренебрегать экипировкой. Упавший спортсмен в мгновение ока поднимает легкий моц и тотчас же устремляется дальше – как ни в чем не бывало.Байки из карманаУсредненный покетбайк весит порядка двадцати кило
Только размеры седла и рукояток руля выдают истинный размер байка
Откуда есть пошло минибайковское движение? Первые “покеты” появились в Японии лет  тридцать назад, затем идеей минимото заразились итальянцы и распространили это увлечение на всю Западную Европу, а позже мода на минибайки докатилась и до США. В настоящее время выпуском подобной техники занимаются несколько фирм в различных странах мира. У нас наиболее известны итальянские “покеты” Polini, DM, GRC и чешские Blata. Кроме того, на рынке также присутствуют “китайцы”, которые отличаются чрезвычайно невысокой мощностью моторов, техническим примитивизмом и демпинговыми ценами. Адепты от минибайков китайскую технику за таковую не считают и признавать всячески отказываются.Байки из карманаЗаводится минимото по-бензопильному - веревкой
Вся минимототехника неплохо классифицируется по размерам и по двигателям. Касательно первого пункта: принято разделять минибайки и мидибайки, однако разница в габаритах не слишком существенна. Куда важнее то, что “миди” выпускаются с более мощными двигателями и изначально ориентированы не на “покататься”, а создаются с прицелом на соревнования. Именно поэтому они более технически совершенны, чем “мини”. И это абсолютно справедливо.
Покетбайки – все до единого – оснащаются одноцилиндровыми двухтактными моторами рабочим объемом 40 см3. Далее следуют различия. Наиболее простые и недорогие моцы (например Blata Minibike 2.5, 670 евро) приводятся в движение двигателями воздушного охлаждения умеренной мощности – порядка 3.5 л.с. (в индексе модели указана все та же мощность, но в кВт), которая наступает в районе 8 700 об/мин. Колеса – скромные четырехдюймовые, масса – 16.8 кг.
Серьезные модели наподобие Blata Elite 13 WRS (ориентировочная стоимость 1 790 евро) уже могут похвастаться жидкостной системой охлаждения двигателя, который развивает 13.5 л.с. при 12 700 об/мин, более мощными вентилируемыми тормозами с механическим приводом, колесами 6.5 дюйма. Кстати, есть и другие модификации Elite 13, укомплектованные иными карбюраторами и глушителями, которые имеют несколько отличные от WRS мощностные характеристики. Интересный момент: эта серия по большинству своих показателей может уже сравниться с флагманом производственной линейки Blata Midibike Origami B1 стоимостью около 2 200 евро. Здесь уже принципиально другая, более жесткая, рама и самый мощный мотор – 14.5 л. с. при 12 300 об/мин! Начинающим такая ракета противопоказана – это чисто гоночный аппарат!Байки из карманаБайки из кармана
Байки из кармана
За исключением вышеозначенных отличий, конструктивно все “покеты” очень похожи. Газ, тормоз да руль – вот и все органы управления. Из трансмиссии – только центробежное сцепление, которое замыкается при добавлении газа. Этот узел требует точной регулировки, ибо здорово влияет на характеристики байка.
И карт и минибайк - это своего рода начальная школа для настоящего гонщикаКак правило, момент срабатывания настраивается на 8 000 об/мин, при этом регулировать механизм необходимо перед каждой гонкой: колодки сцепления имеют свойство изнашиваться. Чем обусловлена растущая популярность минибайков? Они достаточно доступны: всего пара килоевро – и ты гонщик! Кроме того, стоимость эксплуатации “покета” не идет ни в какое сравнение с расходами на содержание настоящего мотоцикла. Тормозные колодки, шины, ГСМ – ценник на все это добро, прямо скажем, – почти божеский.
Но главное – это возможность не растерять навыки управления мотоциклом зимой. Найти единомышленников и снять крытый картодром на часок-другой для погонять – вовсе не сверхзадача. Будьте серьезны! Между прочим, если хотите знать, из покетбайкеров вышли такие мотознаменитости, как Лорис Капиросси и даже сам Валентино Росси!

Tags: , ,