Skip to content

BMW X3 : Коктейль

22 Декабрь 2010
By avtomehanik in Автомобили

Лекция-дегустация в трех подходах с тремя отступлениями
Лекция-дегустация в трех подходах с тремя отступлениями

Евгений Сперанский инженер-испытатель, эксперт
Сразу оговорим, что дальше речь пойдет о движении автомобиля в условиях низкого коэффициента сцепления – испытания проводились на дорогах, с относительно ровным сплошным снежным покрытием при небольшой отрицательной температуре воздуха. Шины Dunlop SP Winter Sport 235/55 R 17 99 H – зимние, нешипованные, однако с не самым “снежным” рисунком протекторов.





Прежде всего следует обратить внимание на то, что система динамической стабилизации в большинстве случаев срабатывает с заметным запаздыванием, иногда даже таким, что его нельзя оправдать “драйверской” настройкой системы. Тем не менее в штатных режимах движения поведение BMW X3 не вызывает особых нареканий: в большинстве случаев оно вполне характерное для полноприводных автомобилей. Хотя иной раз при резком старте с места машину может занести, да и при интенсивном разгоне иногда наблюдается нестабильность.
Нештатные ситуации изучались две, наиболее распространенные: ошибка при выборе скорости входа в поворот и передозировка тяги при движении в повороте – последнее кажется весьма актуальным, с учетом мощности мотора.
При превышении скорости входа в поворот картина примерно одинаковая: и при включенной, и при выключенной системе стабилизации – автомобиль уходит наружу поворота. При естественной реакции водителя уменьшить подачу топлива, траекторная устойчивость, как правило, восстанавливается, однако это вовсе не означает, что автомобиль и дальше однозначно продолжит движение по дуге большего радиуса. В некоторых случаях затем начинает развиваться занос, который потребует от водителя активных действий рулем. По какому сценарию будут развиваться события, спрогнозировать практически невозможно – это зависит от очень многих факторов: коэффициента сцепления, скорости автомобиля, крутизны и конфигурации поворота, в конце концов того, что себе “думает” система управления приводом. По крайней мере нам, за полдня испытаний, каких-то закономерностей выявить не удалось. Неприятно то, что переходный процесс достаточно длителен, и водителю ничего не остается, как просто ждать какого-то развития ситуации и только тогда начинать действовать. При этом он должен быть готов к тому, что прекращение заноса происходит достаточно резко, и машина может неожиданно устремиться в направлении вывернутых колес, так что уже в последней фазе заноса нужно начинать возвращать колеса в нормальное положение. Кстати, при включенной системе стабилизации реакции автомобиля на поворот руля более четкие и адекватные.
Если же водитель, нормально войдя в поворот, затем случайно или умышленно “перебрал” с подачей топлива, то в самый первый момент реакция автомобиля опять же будет одинаковой – он устремится наружу поворота. Но затем все будет зависеть от того, включена или выключена система стабилизации. Если она включена, то противобуксовочная автоматика, вмешавшись, пресечет срыв задних колес, а система стабилизации “проведет” автомобиль по дуге большего радиуса. Впрочем, частенько она не успевает справиться с ситуацией, и машина так и уходит наружу поворота – с соответствующими последствиями. Если система стабилизации выключена, то автомобиль переходит в занос и дальше уже от квалификации водителя зависит, будет ли этот занос управляемым.
В заключение стоит сказать, что в данном случае мы говорим только о неких общих тенденциях. Потому что большое влияние будет оказывать выбор шин, состояние дорожного покрытия и тип трансмиссии – классические гидромеханические “автоматы” заметно осложняют управление автомобилем в критических ситуациях, замедляя и демпфируя реакции автомобиля на изменение подачи топлива.

Tags: ,