Skip to content

By avtomehanik in Автомобили

Сдержанный оптимизм. Пожалуй, именно это определение лучше всего подходит для характеристики рыночных процессов на российском рынке грузовиков. Вырос импорт новых и подержанных иномарок, поднялось отечественное производство. Впрочем, до бурного веселья еще очень далеко.





Сдержанный оптимизм. Пожалуй, именно это определение лучше всего подходит для характеристики рыночных процессов на российском рынке грузовиков. Вырос импорт новых и подержанных иномарок, поднялось отечественное производство. Впрочем, до бурного веселья еще очень далеко.
Импорт
Volvo FH12
Если бы букмекерские конторы принимали солидные ставки на прогноз объемов ввоза грузовиков в Россию, некоторые соотечественники могли бы неплохо заработать. Тот, кто пристально следит за развитием этого бизнеса, легко предскажет увеличение импорта. И это при том, что существует несколько источников информации: данные Государственного таможенного комитета (ГТК РФ), самих официальных представительств зарубежных автопроизводителей в России и независимых источников, вроде агентства BEST-Statistic. Хотя их цифры нередко разнятся, тенденции все же отражают правильно.
Согласно отчетности ГТК, импорт новых грузовиков в 2003-м вырос на 805 единиц, что почти на 40% больше, чем годом ранее. Лидеры по маркам прежние: Scania, Volvo, Mercedes-Benz. Укрепила свои позиции идущая следом IVECO. Понемногу прибавляет MAN, почти без изменений работает Renault, а вот лидер процентного роста DAF по количественным показателям пока замыкает “большую семерку”. Scania удерживает первое место во многом благодаря тягачам и самосвалам Griffin, которые дешевле шведских машин четвертой серии. Volvo делает ставку на новые автомобили скандинавского производства, хотя постепенно набирает обороты завод “ВТС-Зеленоград”: к началу апреля счет собранным моделям FH12, FM9 и FM12 пошел на вторую сотню. Кстати, марка Volvo доминирует по объемам продаж подержанных грузовиков полной массой более 20 т.
Представительство DaimlerChrysler считает продажи новых средних и тяжелых грузовиков в 2003-м более чем успешными. Оно по-прежнему делает ставку на флагман производственной гаммы Mercedes-Benz – Actros, сбыт которого за год вырос на 63%. В то же время на 2004 год запланировано продать 230 таких машин против 295 в минувшем. Акцент продаж смещается в сторону двух- и трехосных самосвалов Axor-SKT турецкого производства. Не забыты и экономичные седельные тягачи Axor, поставки которых начались год назад. И все-таки приоритетной задачей текущего года является упрочение позиций в нише тягачей для международных перевозок плюс предложение новых моделей для строительства и добывающей промышленности. Снижение объемов продаж малотоннажников на 11% многие объясняют выходом новых Vito и Viano. А о том, что позиции компании в этом сегменте прочны, говорит прогноз-2004: 250 машин против 208 годом ранее.
Суммарные продажи итальянской техники через представительство IVECO составили 290 новых и 150 подержанных коммерческих машин. Среди новых доминировали тяжеловесы полной массой более 16 т: продано 244 единицы, в том числе 145 дорожных версий, 71 внедорожная и 28 сборочных комплектов для СП “IVECO-УралАЗ”. Фаворитом остался Stralis. Среди других грузовиков пользовались спросом фургоны легкого класса Daily (43 шт.). Кроме того, начались продажи EuroCargo второго поколения (3 шт.).
В статистике продаж грузовиков MAN доминируют прямые поставки с завода (69% от общего показателя), а на проданные автомобили со склада в Москве приходится менее трети. Самым востребованным новым грузовиком этой марки в 2003 году был F2000: реализовано 140 единиц. На втором месте TG-A – 77 штук, на третьем L2000 и M2000 – продано 20 машин. Подержанных грузовиков через представительство прошло только 53, что составляет всего полтора процента от всей ввезенной в страну техники MAN.
По данным представительства Renault Trucks, общий импорт подержанных грузовиков французской марки в 2003 году составил 750 единиц, из которых 111 поставлены через официальную дилерскую сеть. Продано также 64 новых автомобиля полной массой свыше 3.5 т. Лидером продаж остаются тягач Premium 370 для международных перевозок и Midlum для региональных и городских. Фактом продажи здесь считали пересечение границы, а не поставку в конкретные руки. Любопытно, что объемы реализации новой техники на Украине через московское представительство Renault Trucks вдвое выше. Как говорится, есть над чем работать
Уместно заметить, что 2003-й был первым целым годом работы компании VH-DAF, официального импортера концерна DAF Trucks в России. По их данным, в минувшем году через представительство были поставлены и проданы 52 новых седельных тягача и 220 единиц подержанной техники. Приоритетной моделью, наиболее часто приобретаемой клиентами, стал “седельник” 95XF Limited Edition. В новом, по оценкам сотрудников VH-DAF, станет серия CF. С прошлого июля начал работать центральный региональный склад запчастей в Москве. Президент компании Серж Ван Хооле рассчитывает в 2004 году удвоить объемы реализации новой техники и существенно увеличить продажи грузовиков б/у. Кроме того, запланировано открытие сервисной станции в Москве и расширение присутствия в регионах.
Отдельного упоминания заслуживают марки, не входящие в “большую семерку”. В 2003 году они обеспечили огромный рост продаж по технике секонд-хэнд: на 12 604 единицы больше, чем в 2002 году. Львиную долю среди них составили японские Hino, Isuzu и Mitsubishi, южнокорейские Daewoo и Hyundai, китайские FAW. Эта техника покупалась преимущественно в дальневосточном регионе. В Сибири и на западе страны неплохо продавались американские тягачи International (622 единицы), Freightliner (309); в меньших объемах отмечен спрос на Navistar и другие штатовские марки. Среди европейцев преобладали чешские Tatra.
Текст и фото: Александр Трохачёв
Статья опубликована в журнале “Колеса” №5[79] за Май 2004 г.

Tags: ,