Skip to content

By avtomehanik in Автомобили

Санкт-Петербургу здорово повезло. И не только в том, что здесь родился Президент России, а город отпраздновал свое 300-летие. Именно в нем два года назад открылся сборочный завод Scania, на автобусах которого ездят миллионы россиян. Теперь, с подписанием 1 марта 2004 года договора операционной аренды, счастливых пассажиров станет больше.





Санкт-Петербургу здорово повезло. И не только в том, что здесь родился Президент России, а город отпраздновал свое 300-летие. Именно в нем два года назад открылся сборочный завод Scania, на автобусах которого ездят миллионы россиян. Теперь, с подписанием 1 марта 2004 года договора операционной аренды, счастливых пассажиров станет больше.Scania OmniLink
Завод
В юбилейном для Санкт-Петербурга году шведская компания отметила две даты: 100-летие начала поставок в Россию своей техники и первую годовщину завода “Скания-Питер”. Сегодня именно это предприятие во многом определяет престиж скандинавской техники не только в Северной столице, но и в целом по стране. Вложенные инвестиции в размере 80 миллионов шведских крон уже принесли свои плоды: автобусы Scania можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга и городов Ленинградской области, Москвы, Самары, Кемерово, Нерюнгри, Кургана, Читы, Красноярска.
27 марта 2003 года в Шуваловском дворце Северной Пальмиры прошла официальная церемония награждения участников конкурса “Лучший международный проект года”. В номинации “Лучший инвестор Санкт-Петербурга” диплом I степени вручен руководству завода по производству автобусов Scania OmniLink – ООО “Скания-Питер”. И это не единственные награды предприятия. Выпускаемый здесь автобус становился призером многочисленных выставок и был отмечен несколькими золотыми медалями. Так, на форуме “Коммерческий транспорт. Северные звезды-2002″ он победил в номинации “Лучший зарубежный автобус”. Во время прошлогоднего Московского международного мотор-шоу Scania получила специальный приз за разработку и внедрение в серийное производство автобусов технологий XXI века. Тогда же продукция ООО “Скания-Питер” удостоилась диплома “Лучший автобус года”.
В прошлом году в России продано 94 автобуса Scania OmniLink, изготовленных на ООО “Скания-Питер”. Кроме того, в страну ввезено 108 автобусных шасси в рамках поставок российским заводам. Тем самым предприятие дает понять: оно не боится конкуренции. Да и зачем ее бояться прибыльной, стабильной и жизнеспособной компании?
Проблема
Повышенный интерес к городу на Неве и износ его автобусного парка предъявили свои требования к общественному транспорту. Особенно остро это проявилось после распада СССР. Северную столицу уже не устраивали устаревшие модели автобусов, испытывавшие постоянные технические проблемы. Например, у старого трудяги ЛиАЗ-677 расход бензина превышал все мыслимые пределы – он доходил до 60 л/100 км, в то время как наработка “на отказ” составляла всего-навсего 700 км. У нового ЛиАЗ-5256 дизельный двигатель потребляет почти вдвое меньше – около 33 л/100 км (солярки!), а наработка “на отказ” выросла до 6 тыс. км. Однако стоимость отечественного коллективного “извозчика” доходит до $86 000. Многие другие автобусы большого класса стоят не меньше, особенно если в их конструкции доминируют импортные комплектующие.
Сложность ситуации еще и в том, что для обновления парка автобусов маршрутной сети социальных перевозок (их в Санкт-Петербурге 376) нужны не единицы, а сотни надежных транспортных средств. А как их купить, если в городской казне денег на это нет? За помощью обратились к англичанам.Scania OmniLinkScania OmniLink
Решение
В печально памятном (из-за дефолта) 1998 году администрация Санкт-Петербурга вышла на Британский фонд ноу-хау с просьбой оказать помощь в определении наиболее рационального способа приобретения подвижного состава при ограниченности бюджетных средств. Между городом на Неве и департаментом международного развития Правительства Великобритании был заключен Меморандум о сотрудничестве. Финансирование разработки проекта взяло на себя британское Министерство международного развития.
В рамках проекта были рассмотрены несколько вариантов: лизинг, кредит, аренда и некоторые другие. В качестве наиболее рационального для условий Санкт-Петербурга был определен так называемый “режим РРР” – государственно-частное партнерство.
По определенной экспертами схеме мэрия Санкт-Петербурга привлекает поставщика автобусов для использования перевозчиками, заключившими с ней контракты на обслуживание городских маршрутов. Поставщик будет взимать ежемесячную плату за пользование автобусами в соответствии с фактически выполненным пробегом. После истечения срока действия договора или досрочного расторжения он обязан предложить автобусы, находящиеся на этот момент в эксплуатации, городу для приобретения по установленной цене. В течение срока действия договора поставщик несет ответственность за надлежащее техобслуживание и ремонт парка машин. В случае поломок расходы по ТО и ремонту несет поставщик, а в случае аварий – перевозчик. За исключением ремонта в результате аварий, поставщик должен предоставлять запасной автобус для замены любого, снятого с эксплуатации для техобслуживания или ремонта.

Выбор
В 2002 году Комитетом по транспорту был проведен предварительный квалификационный отбор поставщиков автобусов, в котором приняли участие четыре компании. Специальной комиссией для участия в конкурсе были отобраны три из них: Volvo, “Скания-Питер”, “Русавтопром”.
В мае 2003 года был объявлен закрытый конкурс на лучший проект Целевой программы “Реализация в Санкт-Петербурге Проекта государственно-частного партнерства по предоставлению, техническому обслуживанию и ремонту парка автобусов для работы на маршрутной сети Санкт-Петербурга”. Его задачей было определение стоимости услуг по поставке, техническому обслуживанию и ремонту парка автобусов в расчете на один километр. Не вдаваясь в подробности, констатируем факт: победителем конкурса стало ООО “Скания-Питер”.
Договор
В январе 2004 года состоялись переговоры, на которых была достигнута договоренность о реализации пилотного проекта с участием ООО “Скания-Питер” как поставщика автобусов и ГУП “Пассажиравто-транс”. Проект будет реализован по договору операционной аренды, согласно которому ООО “Скания-Питер” предоставляет ГУП “Пассажиравто-транс” 14 автобусов Scania OmniLink для обслуживания маршрутов в Санкт-Петербурге. Документом предусмотрено, что в рамках проекта Комитет по транспорту координирует деятельность поставщика и перевозчика, контролирует выполнение объемов перевозок и использование подвижного состава исключительно на установленных автобусных маршрутах.
Техника
Наш журнал уже не раз рассказывал о 12-метровом низкопольном городском автобусе Scania OmniLink, который выбран для поставок по договору операционной аренды. И все-таки некоторые штрихи к портрету напрашиваются сами собой. На сегодняшний день этот автобус – самый востребованный продукт шведской компании: его закупают все страны Европы. При числе посадочных мест от 23 до 43 он вмещает 120 пассажиров. Дизельный мотор мощностью 230 л.с. с турбонаддувом отвечает нормам Евро-3 и обладает ресурсом 2 млн км до капремонта.
На начало 2004 года 20% комплектующих кузова и салона локализованы. В числе российских партнеров – ОАО “Павловская сельхозтехника” (пассажирские сиденья), компания “Стеклолюкс” (стекла), ООО “ТПК” (ABS), фирма “Мираж” (стеклопластиковые детали), ООО “Балтийская машиностроительная компания” (поручни простой и сложной пространственной формы), OOO “Рашен ресорсес” (фанера для пола). Около 80% деталей производится поставщиками головной компании Scania. Это всемирно известные торговые марки Bosch, Webasto, Valeo, Hella, Osram, Altro, Ferro, Pilkington, BE-GE, Blaupunkt и другие.
Автобус прошел самые жесткие испытания на полигоне НИИ Министерства обороны России, получил самую высокую оценку специалистов и внесен в военный регистр, что позволяет поставлять его всем силовым ведомствам. OmniLink обладает высоким коэффициентом выхода на линию и низкими эксплуатационными расходами. И хотя его стоимость выше стоимости машин российского производства, все-таки он дешевле, чем его европейский аналог.

Tags: ,