Skip to content

By avtomehanik in Разное

Упрощенная схема оформления ДТП. Плюсы и минусыС 1 ноября этого года наконец-то вступили в силу поправки к закону ОСАГО для автовладельцев. Российский союз автостраховщиков отменил ограничения по срокам покупки обязательных полисов, и теперь любой автолюбитель, попавший в небольшую аварию, сможет самостоятельно оформить все документы для получения страховки. А документом в данном случае является заполненный по всем правилам протокол.




Подобная практика уже давно и успешно существует в европейских странах (Европротокол) и имеет немало преимуществ.

Во-первых, введение новых поправок позволит значительно разгрузить автоинспекторов, теперь либо их станет меньше, либо они смогут больше внимания уделять своим основным обязанностям. Во-вторых, водители – участники ДТП могут не дожидаться приезда сотрудников ГАИ, а, заполнив и подписав друг другу протоколы, покинуть место происшествия. Но при нескольких условиях: они решили, кто прав, кто виноват, водителей – участников ДТП не более двух, в аварии нет пострадавших, а ущерб оценивается в сумму не более 25 тысяч рублей. Таким образом, значительно экономится время как самих потерпевших, так и автоинспекторов. По данным последних, выезд на место и оформление аварии занимает в среднем два часа. К тому же, в ожидании приезда сотрудников ГИБДД машины не загромождают проезд и не мешают остальным участникам движения, ведь нередко случается так, что, например, при плохой видимости одна авария становится причиной другой, а то и нескольких.

По сути, эти правила работают уже с 1 марта 2009 года, только раньше они касались тех водителей, кто оформил полис ОСАГО после этой даты. Однако, как и любое новшество, поправки приживаются пока что с трудом. По данным Российского союза автостраховщиков, с марта месяца только один процент выплат по ОСАГО был оформлен по упрощенной схеме. Но, как говорят сами страховщики, тенденция к нарастанию очевидна. Хотя сами они данные изменения восприняли довольно неохотно.

Упрощенная схема оформления ДТП. Плюсы и минусыСтраховые компании опасаются роста числа мошенников, пытающихся получить деньги за совершенные ранее аварии. Впрочем, это вопрос компетенции самих экспертов, подчиняющихся страховщикам. Время мальчиков с фотоаппаратами и геодезическими линейками прошло, и теперь, видимо, придется работать более профессионально, чтобы у мошенников отпала охота обращаться с подобными заявлениями. Другое, на что обращают внимание страховщики, это возможные факты сокрытия аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Такой риск есть, но, во-первых, их должны ловить освобожденные Европротоколом инспекторы ГИБДД, а во-вторых, речь все-таки идет о незначительном ущербе, и пьяный за рулем – это немного другая область. И страховые компании вряд ли разорятся, даже если такие случаи и будут иметь место в «легких» ДТП.

По итогам 2008 г. страховые выплаты по ОСАГО не превысили 57% от всех полученных за эту страховку денег. В то время как критическими считаются 77% выплат. То есть для нормальной работы страховым компаниям достаточно 20%-23% на ведение дел и 3% – на отчисления в компенсационные фонды. Так что запас у страховщиков есть. И даже если сейчас  стоимость ОСАГО несколько возрастет, то со временем все станет на свои места, страховых компаний много, и конкуренция между ними есть и будет, несмотря на договоренности.

Главное, чего будут опасаться водители на первых порах, это оценки стоимости ущерба. В самом деле, определить на глаз, что замена отражателя  или покраска бампера будет стоить меньше 25 тысяч рублей, можно, а вот как быть со скрытыми повреждениями, наличие которых может оценить только эксперт, особенно если машина дорогая? В этих случаях, видимо, придется вызывать инспекторов. Но все-таки, если откинуть все сомнения, в большинстве случаев размер ущерба все равно виден и даже очевиден. Как говорится, чего греха таить, и сейчас нередки случаи, когда водители, попавшие в ДТП, договариваются «полюбовно», чтобы не иметь проблем с гаишниками. Ведь оценивают ущерб, платят один другому деньги, не ссылаясь на собственную некомпетентность! К тому же законодатели надеются, что с введением новых поправок значительно уменьшится число недобросовестных водителей, стремящихся заработать деньги, намеренно подставляя свою машину под аварийную ситуацию.

Упрощенная схема оформления ДТП. Плюсы и минусыДругая серьезная проблема, с которой столкнутся участники аварии, – это правильное оформление бумаг. Теперь автовладельцу, покупающему ОСАГО, выдаются два комплекта бланков, каждый из которых состоит из трех скрепленных листов – извещений (или протоколов) о ДТП, и инструкция о том, как  извещения заполнять. Вот здесь-то и могут ожидать подводные камни. С инструкцией лучше ознакомиться заранее, чтобы потом знать, где и что искать. А искать придется, прежде всего, схему ДТП. Сначала надо будет определить, к какому типу оно относится: происшествие, случившееся при движении транспортных средств в одном направлении, в противоположных направлениях, при движении задним ходом или при наезде на транспортное средство. Для каждого из этих случаев составлены типовые схемы. Их можно посмотреть в «Правилах применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции» – на 35 листах формата А4. Но в целом бланки заполнения извещений-протоколов достаточно наглядны и не выглядят слишком сложными.

Все позиции протокола должны быть заполнены правильно, иначе страховая компания не примет документы и не заплатит страховое вознаграждение. Например, не должно быть никаких расхождений, касающихся схемы аварии и описания повреждений – это первое, на что обратят внимание. И тогда придется опять искать второго участника ДТП и все переоформлять заново, а это – время и нервы.

Аккуратно и правильно заполненные документы надо отнести в свою страховую компанию, то есть в ту, где потерпевший оформлял страховку. В этом есть положительный момент. Потерпевший – их клиент, они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве и не будут лишний раз чинить препятствия, тем более, что потери несут не они. А виновник аварии должен отнести свой комплект своим страховщикам. Далее страховая компания связывается с компанией, застраховавшей гражданско-правовую ответственность виновника ДТП, для подтверждения факта, кто виноват и кто пострадал, проверяют корректность и объективность оформления извещений.  Если виновник ДТП так и не принес свои документы в страховую компанию, то всё оценивают по извещению потерпевшего. Тогда тем более споров нет, и деньги в течение 5-7 дней выплачиваются. Но не более 25 тысяч рублей.

Упрощенная схема оформления ДТП. Плюсы и минусыТак что при определенном навыке не так все и сложно. Главное – возить с собой бланки и при аварии, если вы решили не вызывать сотрудников ГИБДД, отъехать на обочину и спокойно все заполнить, а потом отнести, куда надо, и ждать денег. Ну, а если все-таки страшновато, то выход есть: вызвать сотрудников автоинспекции или обратиться за помощью.

Для того чтобы данный порядок начал работать как можно быстрее, в крупных городах существуют подразделения так называемых аварийных комиссаров, которые не только помогают правильно оформить все бумаги, но и оказывают психологическую помощь в случае, например, наступления шока. В Санкт-Петербурге уже работают три крупные фирмы, предоставляющие услуги аварийных комиссаров, и одна компания, оказывающая комплексную ассистентскую помощь при ДТП.

Как бы там ни было, поправки к закону приняты, и теперь и водителям, и страховщикам придется учиться жить по-новому. Автовладельцам – учиться экономить свое и чужое время, учиться договариваться и оформлять документы, страховщикам – создавать единую систему оценки стоимости ущерба при ДТП, расширять перечень сервисных услуг и работать за минимальный процент – как и всем в наше непростое кризисное время.  Ну а государству – создать механизм защиты от тех страховых компаний, которые, прикрываясь банкротством, могут уйти с рынка, создав дополнительные проблемы для выплат.

Tags: , ,