Skip to content

Японская кухня

31 Август 2009
By avtomehanik in Автомобили

Рынок запчастей для японских автомобилей похож на экзотический салат, в приготовлении которого, кроме самих японцев, участвует еще полмира.
Рынок запчастей для японских автомобилей похож на экзотический салат, в приготовлении которого, кроме самих японцев, участвует еще полмира.
Воздушный фильтр Ashika, ЯпонияПыльники ШРУСов Kayaba, ЯпонияМасляный фильтр, ЯпонияНасос системы охлаждения GMB, ЯпонияДеталь восходящего солнца
В деле обслуживания машин автоиндустрии Японии целиком принадлежит сектор оригинальных запчастей (ОЕ) и как конкурентное поле – сектор “неоригинала” (Aftermarket). Здесь японские производители практически полностью обеспечивают неоригинальными запчастями агрегатную часть автомобиля (т.е. все, что не относится к кузову, – двигатель, трансмиссию, ходовую часть), а также электрику. Среди наиболее распространенных и известных на рынке Европейской части России тут можно назвать такие брэнды, как AISIN (сцепление и компоненты), GATES (приводные ремни), GMB (ролики, подшипники двигателя и ходовой, помпы, приводы, крестовины, резинотехнические изделия), НКТ (термостаты, датчики), KAYABA (амортизаторы, резинотехника), KOYO (подшипники, детали двигателя и трансмиссии), KYOSAN (топливные насосы), NISSHINBO (тормозные колодки), NKN (ШРУСы), NTN (лямбда-зонды), QSTEN (детали подвески и рулевого), SAKURA (фильтры), TOKICO (амортизаторы, детали подвески, рулевого и тормозов), YEC (датчики, части зажигания), 555 (запчасти подвески и рулевого). В целом же на нашем рынке более-менее постоянно присутствует свыше 30 японских марок с различной широтой номенклатуры выпускаемых запчастей, которые доставляются в магазины или под частный заказ с оптовых складов из Японии, Германии, Финляндии и Москвы. Качество настоящего японского “неоригинала” очень хорошее, поскольку многие производители здесь одновременно являются и поставщиками на сборочные конвейеры автозаводов.




Газовый и масляный амортизаторы Kayaba, ЯпонияГазовый амортизатор стойки МакФерсон Kayaba, Япония
Однако по достоинству оценить такое качество конечный потребитель зачастую не имеет возможности – по разным оценкам от 70 до 80 % запчастей на российском рынке, предлагаемых под марками японских фирм, являются азиатскими низкотехнологическими подделками. То же самое – и на рынке “оригинала”, где под видом и по цене ОЕ даже под заказ может прийти запчасть, сделанная в Малайзии или Сингапуре. И столь жесткого прессинга контрафактной продукции, который испытывают в Европейской части РФ японские производители запчастей, не наблюдается больше нигде. Это особенность, а лучше сказать, болезнь именно нашего рынка деталей “made in Japan”. Впрочем, определенные подвижки к оздоровлению ситуации есть – на сегодня в Петербурге и Москве уже окончательно сложились и работают крупные торговые сети, которые стараются тщательно выбирать поставщиков и отвечают за заявленное происхождение детали.Тормозные колодки lpr, ИталияШаровая опора Lemforder, ГерманияПружина Suplex, Германия
Знакомые из Европы
Очень сильными игроками на рынке неоригинальных запчастей для японских машин выступают европейские производители. Здесь целая плеяда имен: ALKO, BERU, BOGE, BOSAL, BOSCH, GERI, GKN, GOETZE, JURID, KNECHT, LEMFORDER, LESJOFORS, SACHS, SKF, SWF, VICTOR REINZ, VERNET и др. Европейский “неоригинал” охватывает почти весь спектр наиболее ходовых деталей агрегатной части автомобилей массовых версий. Занимая сходную ценовую нишу, запчасти, произведенные в Европе, ничем не уступают японским по качеству, хотя обладают не меньшей надежностью и сроком ходимости.Свечи зажигания Beru, ГерманияЛямбда-зонд Vernet, Франция
Во многих торговых сетях по достаточно большому числу позиций европейский “неоригинал” практически полностью заменил собой японский, поскольку в этом случае компании-продавцу легче разобраться с поставщиками и загрузить себе на склад запчасти гарантированного происхождения и качества. Без подделок, разумеется, не обходится, однако сомнительные детали на сегодня оказываются уделом, в основном, различных рыночных контейнеров и подвальных магазинчиков, в целом же процент контрафакта у европейских запчастей стал значительно ниже.
Другие имена
Заметную роль на рынке “неоригинала” для японских автомобилей играют “переупаковщики”: голландский NIPPARTS и англо-германский BLUE PRINT. Эти компании закупают у различных японских заводов крупные партии запчастей, которые затем на производствах фирм упаковываются в свои коробки и распространяются в торговые сети под собственной маркой. Таким образом, например, шаровая опора от 555 или помпа от GMB оказываются на рынке как минимум в трех видах: они могут быть в упаковке со своим “родным” именем, а также находиться в голубой коробке с названием BLUE PRINT или в черной с красным – с надписью NIPPARTS.Тормозные колодки lpr, ИталияТормозные колодки Nipparts, Япония/Голландия
Рулевой наконечник Nipparts, Япония/Голландия
Но своей деятельностью “переупаковщики” не вносят на рынок путаницу, а как раз таки наводят на нем порядок. Ведь вместо нескольких фирм и разных пестрых коробок с иероглифами оптовый покупатель видит единый брэнд и единый стандарт, гарантирующие качество деталей. Держать же свою марку “переупаковщики” стараются – иначе нет смысла в таком брэндировании. Работая со многими японскими заводами, они охватывают достаточно широкую гамму наиболее ходовых позиций по двигателю, приводам, подвеске, тормозам, рулевому и электрике. При этом “переупаковщики” оказываются в числе немногих, кто предлагает и различные ремкомплекты, позволяющие автовладельцу не менять узел целиком, а отремонтировать его, сэкономив тем самым средства.
С благословения эмира
На рынке “неоригинала” для японских машин особняком стоит одна, что называется, весьма специфическая категория запчастей – запчасти из Эмиратов. Из ОАЭ, где развита целая индустрия, под заказ (срок поставки – до 30 дней) могут доставить практически любую деталь, очень многие ходовые позиции всегда есть в наличии. Цены однозначно привлекательные, а вот о качестве мнения расходятся. Некоторые из испытавших такие запчасти на своей машине нашли их малонадежными и “плохими”, другие же – не обнаружили никакой разницы и сочли “вполне нормальными”. Одним словом, тут есть проблемы. И хотя запчасти из Эмиратов объективно лучше различных малайзийских и китайских подделок, тем не менее ставить их на один уровень с настоящими японскими и европейскими нельзя.
Однако нельзя и на таком основании отказывать им в праве на существование. Само собой, попытка запчасти производства ОАЭ выдать за японские ОЕ (что, увы, нередко практикуется) и продать по соответствующим ценам оригинала – это недопустимый обман покупателя. Другое дело, когда продавец работает честно: не скрывает происхождения этих деталей и продает их по своей настоящей стоимости. И здесь для старых и недорогих машин, владельцы которых ограничены в средствах, запчасти из ОАЭ способны оказаться объективно неплохим для бюджета вариантом.
Вместо постскриптума
У изобилия тоже есть своя обратная сторона – сложность выбора, когда, действительно, бывает трудно сориентироваться во всем многообразии представленных на рынке марок. И наиболее надежным критерием подбора будет класс запчасти, где (исключая подделки под бренды) I – это оригинал, II – неоригинал от производителя, поставляющего детали на сборочный конвейер той же марки автомобилей, III и IV – запчасти от производителей разных стран, делающих только неоригинал. Класс запчасти определяет уровень ее производства и, соответственно, качество, а отсюда и конечную цену. Поэтому нет смысла пытаться выяснять “какая марка лучше”, да и объективно такого критерия нет. Все решает именно класс запчасти, где в пределах своей группы у всех производителей равные по качеству детали. А вот какой класс предпочесть – это уже вопрос возраста автомобиля и бюджета его владельца. Кстати, во многих случаях не стоит гнаться за самыми дорогими запчастями – часто можно без ущерба для качества ремонта сэкономить. И о том, как это сделать, – мы расскажем в одном из следующих номеров.

Tags: ,