Skip to content

By avtomehanik in Автомобили

Леди Ди и Джон Уэйн, волки и медведи, тигры и драконы, бабочки и полуобнаженные красавицы – все это и многое другое запечатлено не на художественных полотнах, а на капотах и дверях автомобилей, бортах прицепов и полуприцепов.
Помните, еще совсем недавно бегали по нашим дорогам абсолютно одинаковые машины традиционных цветов и немногочисленных марок? А бдительные стражи порядка в лице сотрудников ГАИ строго взыскивали за любые побрякушки на капотах и крыльях, утверждая, что отклонения от заводской нормы отвлекают внимание окружающих водителей от дороги и способны привести к ДТП.
Представители поколений, вошедших во взрослую жизнь до перестройки, наверняка помнят, как в иллюстрированных заграничных журналах появлялись, на зависть нашим дальнобойщикам, фотографии размалеванных во все цвета радуги Mercedes, MAN и Volvo как яркое доказательство “загнивания” западного общества. Но, как говорится, с тех пор немало воды утекло… Иностранные веяния нет-нет, да и доходят до наших краев. Рождается иной взгляд на современную моду – художественную роспись автомобильной техники.




Живопись по металлу / 4Живопись по металлу / 3Живопись по металлу / 1
Леди Ди и Джон Уэйн, волки и медведи, тигры и драконы, бабочки и полуобнаженные красавицы – все это и многое другое запечатлено не на художественных полотнах, а на капотах и дверях автомобилей, бортах прицепов и полуприцепов. А увидеть эту замечательную галерею на колесах можно, например, посетив гонки грузовиков, которые проходят ежегодно в Ля Костели во Франции. Парад транспортных средств там – всегда отрада для глаз. Конечно, на французском треке нервы напряжены до предела, особенно когда водитель выделывает на своем грузовике всевозможные, зачастую рискованные, пируэты. Зато зрители имеют возможность рассмотреть проезжающие мимо транспортные средства со всех сторон. Можно увидеть “грузовую живопись” и на Trucker&Country Festival, проходящем не только в Америке: раз в два года огромное число искусно расписанных машин собирается на выставке коммерческого транспорта в Ганновере.
И даже если вы владелец пижонского Гулливера Renault Magnum или сверкающего хромом облицовки носатого Kenworth, завоевать симпатии зрителей и высокие оценки строгого жюри не так-то просто. Во всяком случае, одних “природных” данных для этого порой маловато. Машину надо суметь эффектно подать. Лучше всего воспользоваться услугами профессионального художника, который превратит серийный автомобиль в неповторимое произведение искусства.
В раскраске автомобилей прослеживается такая тенденция: в Германии, например, шоу-грузовики оформляются владельцами как передвижные рекламные щиты; французы же в первую очередь предпочитают тематическое размещение. Так, один Mercedes-Benz Actros украшен портретом несравненной актрисы Брижит Бордо, другой – изображением французской рок-звезды Джони Холидея. Имеются картины и с мотивами из вестернов.
Портреты известных автогонщиков (как правило, на фоне их автомобилей или сюжетов состязаний) – еще одно направление в творчестве художников. В Ганновере, например, мне доводилось видеть туристический лайнер с огромным изображением Ferrari Михаэля Шумахера. Встречались и автобусы с рисунками гоночных мотоциклов, суперкаров и спортпрототипов. Но на этом полет фантазии обладателей техники и художников не заканчивается.
Когда оригинал “ледяного” автопоезда марки Renault появляется на дорогах Европы, люди удивленно переглядываются, приходя в восторг от этой гигантской картины, написанной аэрографом. Живописное произведение искусства занимает всю площадь тягача мощностью 380 л.с. и полуприцепа-фургона длиной более 13 метров. Автором этой уникальной автомобильной иллюстрации является художник по росписи аэрографом Вальтер Рознер. Его реализованный в 1991 году замысел рассказывает нам о грузовике и его задачах. Так, например, парусное судно символизирует транспорт, а буря и лед означают готовность транспортно-экспедиционной фирмы отправиться в любое место и в любое время. Нетронутый ландшафт поясняет, что это экологически чистый грузовик. На создание этого шедевра понадобилось полтора месяца, причем на поверхность площадью 110 м2 было нанесено 130 кг высококачественной краски.
“Самый красивый тягач в Европе”, “загляденье для всех любителей грузовиков”, “аура американских дальнобойщиков”. Это всего лишь три из бесчисленных высказываний в специальной периодике по поводу блестящего от хромового покрытия седельного тягача фирмы Sortimo, разукрашенного художником по росписи аэрографом Альфонсом Бауэрфайндом. Понадобилось 80 кг краски и 800 часов работы, чтобы придать внешности автомобиля этот впечатляющий вид.
Своими выдающимися работами на кузовах автомобилей, фюзеляжах самолетов и мотоциклетных шлемах широко известен за рубежом финский художник Симо Рииконен. Его “подопечные” не раз становились победителями фестивалей грузовиков. Один из них принадлежит компании SISU в Карья. Не заметить этого красавца просто невозможно. Сверкающие свежим лаком кузов и кабина самосвала являют всему миру “преданья старины глубокой”: пузатые галеоны с объятыми пламенем мачтами, извергающие клубы дыма корабельные пушки и пенящиеся волны. За баталией наблюдает главный герой картины – знаменитый флибустьер капитан Кидд.
Грозного предводителя морских разбойников в расшитом золотом камзоле, широкополой шляпе с плюмажем и высоких ботфортах Рииконен изобразил в полный рост на двери кабины. Положив руку на эфес шпаги и поставив ногу на бочонок с порохом, Кидд надменно взирает с грузовика своим единственным глазом. Самосвал, кстати, так и называется – “Капитан Кидд”.
Не оставит равнодушным и сюжет финского художника на кабине магистрального
тягача Scania 112М по имени “Горячая зима”: лев с головой орла, охраняющий драгоценности. В основу сюжета положен исторический факт объединения компаний Scania и Vabis. Художник просто соединил в одно целое гербы городов, где располагались их штаб-квартиры.
Основное орудие мастера – аэрограф. С его помощью он создает картины, предпочитая работать с большими поверхностями – “есть где развернуться”. В этом смысле борта автобусов или полуприцепов – вполне подходящее место для воплощения фантазии. Почти все творения Рииконена предназначены отнюдь не для тиши музейных залов и частных коллекций, а для работы, зачастую тяжелой и грязной. “Капитан Кидд”, например, перевозит щебенку, “Фантазия” – бревна.
В Германии развиты и другие направления автомобильного артмодерна, которые, кстати, здесь уже не считаются чудачествами.
Кроме “доработки” экстерьера в виде нанесения художественного изображения на кабину, капот, крылья, все чаще владельцы техники по настоянию мастеров перекрашивают машины целиком, создавая тем самым необходимый фон для будущей картины. Причем подбор краски осуществляется не на словах, поскольку даже незначительное изменение оттенка способно смазать ожидаемый эффект. Кстати, оформители не гоняются за эмалями с эффектом “металлик”, отдавая предпочтение обычному лакокрасочному покрытию – в этом случае их работа не воспринимается как переводная картинка огромных размеров.
К слову, о переводках. Хорошо известные среди коллекционеров-стендовиков модельные фирмы Revell, Italeri, Monogram и другие в последние годы выпускают копии седельных тягачей и спецмашин (самые популярные масштабы – 1/24 и 1/25), в комплекте к ним прилагаются блоки шикарных миниатюрных картин, копирующих полноразмерные подлинники.
Так уж случилось, что время проведения прошлогодней международной выставки коммерческих транспортных средств в Ганновере совпало с годовщиной трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Некоторые компании, например GM, почтили память погибших минутой молчания. А одна из фирм сделала автопоезд с седельным тягачом MAN TG-A, превратив его в передвижную выставку.
Изображенная на бортах картина символизировала единство Евразии и Америки протянутыми через океан руками для рукопожатия. Ребенок, пытающийся остановить черные тучи, означал стремление человечества к предотвращению угрозы войны. Наконец, протянутая лента между Дрезденом и Нью-Йорком с двумя прожекторными пучками света на месте руин Всемирного торгового центра (ВТЦ) говорила о том, что все границы между странами условны. В самом полуприцепе устроена передвижная выставка фоторабот, посвященных событиям годичной давности. “Грузовик мира”, как его назвали посетители IAA, призван напоминать людям о том, как хрупок этот мир…
Что же встречается на кабинах и спойлерах грузовиков кроме вышеперечисленных сюжетов?
Бесспорно, это романтические зарисовки: томящиеся в плену диких животных соблазнительные женщины, псевдомифологические персонажи, маринистика и даже аэрокосмические баталии. И не думайте, что копии не впечатляют. Впечатляют, да еще как! Я, например, не могу забыть то сильное впечатление, которое произвели на меня модели грузовиков, собранные одним из молодых столичных художников.
Чего стоил только американский Kenworth К-100 Aerodyne, несший на борту изображение пилота в гермошлеме и двух демонстрационных истребителей F16 на заднем плане! Почему-то сразу вспомнилась заставка к статье “Эскадрилья “Агрессор”, опубликованной одним из наших авиационных журналов еще в так называемые застойные годы.
А вот фантастические сюжеты на обшивке Ford Aeromax 106, недвусмысленно озаглавленные словосочетанием Space Division, способны не только восхитить, но и вызвать прилив фантазии.

Tags: , ,